Как проводить оплату иностранному контрагенту

Как проводить оплату иностранному контрагенту

После того, как вы нашли иностранного поставщика, у вас появляется вопрос: как произвести оплату.
Все валютные операции в нашей стране являются объектом валютного контроля, для чего необходимо соблюдать валютное законодательство.

Формально необходимо совершить следующие шаги:

I. Оформление контракта

Прежде всего, вам необходимо подписать контракт, оформить согласие сторон. Контракт должен быть составлен на двух языках (на вашем и вашего контрагента).
Рассмотрим главные пункты контракта для валютного контроля:

    1. Номер и дата контракта;
    2. Сумма контракта (Если поставки будут осуществляться периодически и сложно сказать точную сумму, то контракт можно оформить на заведомо большую сумму);
    3. Валюта контракта (Валюта контракта должна быть только одна, в которой будут перечисляться средства поставщику);
    4. Дата завершения исполнения обязательств по контракту (Если сложно сказать точную дату, то контракт можно подписать на заведомо больший срок);
    5. В контракте обязательно должно быть прописано, что товар поставляется на территорию Российской Федерации;
    6. Условия контракта (В большинстве случаев применяются международные правила Инкотермс)
    7. Реквизиты сторон.

II. Открытие валютного счета

Так как оплата иностранному контрагенту производится в валюте, то вам необходимо открыть валютный счет в банке. Для этого следует обратиться в ваш банк для заключения банковского договора на открытие валютного счета.

После чего вы сможете купить валюту, оформив Заявление на покупку валюты по форме банка. Валюта покупается по курсу банка на дату выполнения операции.

В каждом банке есть специальные курсы при покупке от определенной суммы, в большинстве случае при покупке от 50 000 USD.

III. Оформление паспорта сделки

Паспорт сделки необходим для валютного контроля. Он оформляется в банке на конкретный контракт, сумма которого превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу Банка России.

В паспорте сделке содержится вся информация о контрагентах, реквизиты контракта, сумма контракта и дата завершения исполнений по контракту.

Для открытия паспорта сделки в банк необходимо предоставить:

    1. Два экземпляра паспорта сделки, заполненного по форме в соответствии с Инструкцией Банка России №138-И от 04.06.2012 ;
    2. Контракт, являющийся основанием для проведения валютных операций.

Банк проверяет соответствие информации, указанной в паспорте сделки не более трех рабочих дней с момента их представления. В случае надлежащего заполнения паспорту сделки присваивают номер и дата.

На каждый контракт оформляется только один паспорт сделки, соответственно и хранится он в одном банке, таким образом, и все оплаты могут проходить только через один банк.

Главное следует внимательно следить, чтобы не превысила сумма контракта и дата завершения исполнения по контракту, в таком случае заранее следует подписать дополнительное соглашение к контракту и продлить паспорт сделки.

IV. Перевод денежных средств иностранному поставщику

После того как денежные средства в иностранной валюте будут зачислены на ваш валютный счет, можно будет дать распоряжение банку о перечислении необходимой суммы иностранному контрагенту.

Для этого необходимо:

    1. Заполнить Заявление на перевод по форме в соответствии с Инструкцией Банка России №138-И от 04.06.2012, которое помимо обязательных реквизитов должно содержать код вида валютной операции и номер паспорта сделки. Заполняется все на английском языке.
    2. Заполнить Справка о валютных операциях по форме в соответствии с Инструкцией Банка России №138-И от 04.06.2012, в которой также указывается код вида валютной операции и ожидаемый срок завершения операции.
    3. Документы, связанные с проведением валютных операций, на основании которых проводится оплата. Все документы предоставляются в банк с переводом на русский язык.

Обратите внимание: если вы в счет поставки товаров перечислили иностранному поставщику аванс, а тот не поставил товар в срок, указанный в справке о валютных операциях, то этот аванс он обязан вернуть, либо предъявить основание для отсрочки поставки, на основании которой корректируется справка о валютной операции.

За нарушение сроков полагается наложение на вас административного штрафа.

V. Подтверждение завершения операции

При исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен паспорт сделки и проведена предоплата, в банк необходимо представить документы, подтверждающие завершение операции.

Для товара предоставляется ДТ с таможни, для услуг — акты выполненных работ. Также заполняется справка о подтверждающих документах по форме в соответствии с Инструкцией Банка России №138-И от 04.06.2012.

Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы предоставляются в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, либо даты подтверждения ввоза на территорию РФ.

За нарушение сроков предоставления полагается наложение административного штрафа. Просрочка по каждому документу, поименованному в справке считается отдельным административным правонарушением.

Банк в свою очередь ведет ведомость банковского контроля по контракту, в которой фиксируются все оплаты и все поступающие к ним документы по данному контракту.

После того как обе стороны внешнеторгового контракта исполнят свои обязательства по договору, банк закрывает ПС.